Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самоуслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться,
стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень развития, а спотыкнешься, — падай, черт с тобой…
Довольно, что все вообще признают целью приближение человека к некоторому образу совершенства, не говоря, есть ли то состояние первозданной славы и невинности, или преобразование по Христу, или тысячелетнее царствие, или глубоко-добродетельная, радостная мудрость, в сем ли мире то совершится, или по ту сторону гроба, но токмо каждый
стремится к совершенству, как умеет, по любезнейшему образу своего воображения, и мудрейший не смеется ни над одним из них, хоть иногда и все заставляют его улыбаться, ибо в мозгу человеческом ко всякому нечто примешивалось.
Неточные совпадения
Он
стремился не
к совершенству формы, а
к жизненной мудрости.
В этом освобождении — увеличении этой силы и состоит, по учению Христа, истинная жизнь человека. Истинная жизнь, по прежним условиям, состоит в исполнении правил, закона; по учению Христа она состоит в наибольшем приближении
к указанному и сознаваемому каждым человеком в себе божескому
совершенству, в большем и большем приближении
к слиянию своей воли с волей божией, слиянию,
к которому
стремится человек и которое было бы уничтожением той жизни, какую мы знаем.
Божеское
совершенство есть асимптота жизни человеческой,
к которому она всегда
стремится и приближается и которое может быть достигнуто ею только в бесконечности.
Недоразумение состоит именно в том, что учение Христа руководит людьми иным способом, чем руководят учения, основанные на низшем жизнепонимании. Учения общественного жизнепонимания руководят только требованием точного исполнения правил или законов. Учение Христа руководит людьми указанием им того бесконечного
совершенства отца небесного,
к которому свойственно произвольно
стремиться всякому человеку, на какой бы степени несовершенства он ни находился.
На какой бы ступени понимания и
совершенства ни находился ученик Христа, он всегда чувствует недостаточность своего и понимания и исполнения и всегда
стремится к большему и пониманию и исполнению. И потому утверждение про себя или про какое-либо собрание, что я или мы находимся в обладании совершенного понимания и исполнения учения Христа, есть отречение от духа учения Христа.
Если человек
стремится к богу, то он никогда не может быть доволен собою. Сколько бы он ни подвинулся, он чувствует себя всегда одинаково удаленным от
совершенства, так как
совершенство бесконечно.
Не жди не только скорого, но никакого видимого тебе успеха от твоих усилий
к добру. Ты не увидишь плодов своих усилий, потому что, насколько ты подвинулся, настолько подвинулось перед тобой и
совершенство,
к которому ты
стремишься. Усилие сознания — не есть средство достижения блага, но само усилие сознания дает благо.
Как же это может быть? — скажут на это. — Держись люди полного целомудрия, уничтожится род человеческий. Но, говоря так, люди забывают то, что указание
совершенства,
к которому должно
стремиться, не означает того, что человек должен достигнуть полного
совершенства. Человеку ни в чем не дано достигнуть полного
совершенства. Назначение человека в приближении
к совершенству.
Далее, это учение уничтожает
совершенства Бога, ибо, если Бог творит ради какой-либо цели, то он необходимо
стремится к тому, чего у него нет… следовательно, Бог был лишен того, для чего он хотел приготовить средства и желал этого» (Спиноза.
Вот как можно формулировать парадоксальный принцип этики: в своем стремлении
к совершенству никогда не
стремись к тому, чтобы нравственное начало само по себе сделалось преобладающим в жизни и вытесняющим все остальное,
стремись к совершенной полноте жизни.
Стремись к добру,
к совершенству, но не дай Бог тебе забыть о свободе и осуществлять добро и
совершенство насилием.
«
Совершенство,
к которому
стремится человек, таково, что оно вызывает или наше одобрение, или восторг и удивление. Первое относится
к исполнению своего долга, последнее
к доблести или самоотвержению.
Классически прекрасное языческое искусство
стремится к завершенности,
совершенству форм здесь, на земле, в этом мире.
Флорентийское искусство кватроченто
стремилось к классическому
совершенству форм и сделало на этом пути много завоеваний.
Богословские объяснения о том, что изречения нагорной проповеди суть указания того
совершенства,
к которому должен
стремиться человек, но что падший человек — весь в грехе и своими силами не может достигнуть этого
совершенства, что спасенье человека в вере, молитве и благодати, — объяснения эти не удовлетворяли меня.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того
совершенства,
к которому он
стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека.